Версия для слабовидящих

Общественная палата
Ямало-Ненецкого автономного округа

Союз единомышленников, вызов обыденности,
площадка для неравнодушных

В Салехарде прошла открытая дискуссия «Сохранение языков коренных малочисленных народов Севера»

12.08.2019 08:04

9 августа в Салехарде прошла открытая дискуссия «Сохранение языков коренных малочисленных народов Севера», организованная Общественной палатой ЯНАО. Заместитель директора департамента внутренней политики ЯНАО Алексей Мартынов, открывая мероприятие, поздравил присутствующих с Днем коренных народов мира и отметил, что участники недавнего диктанта на ненецком и хантыйском языках справились с испытанием очень достойно.

Модератором дискуссии выступил заведующий кафедрой уральских языков, фольклора и литературы Педагогического университета имени Герцена Сергей Мызников. Он прочитал лекцию «Функционирование родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», где обозначил федеральные тенденции и сделал выводы. Один из наиболее важных: язык исчезает при отсутствии необходимой языковой среды. Никакое преподавание не поможет, если на родном языке не говорят хотя бы в семье. Если на нем не говорят родители, это еще полбеды, но когда перестают разговаривать бабушки с внуками, родной язык превращается в «латынь», то есть в мертвый язык.

Помимо нарушения языковой преемственности среди причин исчезновения Сергей Мызников назвал отсутствие национальных СМИ, проблему книгоиздания: много писателей, но почти нет читателей.

Доктор филологических наук привел пример наиболее эффективного сохранения языка. Когда в Финляндии поставили задачу сохранить саамский язык, там создали так называемые «языковые гнезда». Едва дети начинали говорить, то есть где-то в год, их передавали на воспитание саамским женщинам, не знающим никакого другого языка кроме родного.

«Задача сохранения была поставлена и осуществлена», – подытожил Сергей Мызников.

Фото ИА «Север-Пресс»

Директор регионального института развития образования Виктор Паршуков оценил состояние преподавания родных языков на Ямале и назвал проблемы. Он отметил, что в автономном округе родные языки преподаются на уровне детского сада, начальной и основной школы, есть и планы преподавать их в 10-11 классах, но для этого нужно подготовить базу. Но если для изучения ненецкого и хантыйского языка существуют и учебники, и пособия, то для селькупского и коми – только пособия, то есть эти издания не внесены в федеральную базу. Также возникают вопросы, что делать с диалектами, имеющими тенденцию к объединению, расширению. И потом, в законе о родном языке предписано его изучение исключительно на добровольной основе, а к обязательности его преподавания и ученики, и родители относятся по-разному.

Фото ИА «Север-Пресс»

Сергей Мызников на примере Мордовии и Карелии показал, что создание единого литературного языка ни к чему хорошему не приводит, вплоть до сокращения численности народа, язык нужно развивать на уровне диалектов. Ямальский филолог Мария Приходько развила тему диалекта лесных ненцев, а председатель Союза общин Михаил Окотэтто подхватил тему «языковых гнезд». По его мнению, организовать такие «гнезда» на Ямале несложно, можно с этого и начать. Здесь хватает и детей, и яслей, и женщин, разговаривающих на родном языке. Что касается принципа добровольности, председатель Союза общин рассказал о семье русских оленеводов Слепушкиных, которые принципиально говорят по-ненецки, даже если к ним обращаться по-русски.

Тема дискуссии оказалась очень актуальной. Сергей Мызников подытожил, что многие предложения ямальцев могут быть использованы на практике.

Источник: ИА «СЕВЕР-ПРЕСС»

СМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ